К списку профессий

Специалист по перспективному развитию

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Архитекторы энергосистем

Подлесный Дмитрий Михайлович, начальник Службы проектирования электроэнергетических систем:

«Вопросы управления развитием электроэнергетического комплекса тесным образом связаны с управлением электроэнергетическим режимом Единой энергетической системы (ЕЭС) России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем (ТИТЭС), являясь одним из основных направлений системы оперативно-диспетчерского управления. Анализируя работу энергосистем, её текущие преимущества и недостатки, интегрируя планы по развитию экономики страны, АО «СО ЕЭС» осуществляет планирование развития энергосистем России для целей обеспечения потребностей экономики и населения Российской Федерации в электрической энергии и мощности в среднесрочной и долгосрочной перспективе.»

От качественного и своевременного планирования развития электроэнергетической системы (энергосистемы) зависит, как будет существовать энергосистема через несколько лет и какой уровень надежности электроснабжения она сможет предоставить существующим и будущим потребителям электрической энергии. 

Формально специалисты по перспективному развитию энергосистем появилась в составе ЦДУ ЕЭС СССР в 1971 году при образовании Службы перспективного развития, однако работа по перспективному планированию энергосистем велась практически с 20-х годов прошлого века, когда был принят План ГОЭЛРО и в стране появились первые энергосистемы. Со временем функции, связанные с планированием и развитием, значительно расширились, и сейчас эту сферу деятельности без преувеличения можно назвать одной из самых универсальных в отрасли и определяющей структуру электроэнергетики в будущем.

ФУНКЦИОНАЛ

Взгляд в будущее

В современной отечественной электроэнергетике существуют два основных горизонта планирования перспективного развития: долгосрочный период и среднесрочный период. Долгосрочный период включает в себя горизонт до 18 лет. Среднесрочный период охватывает горизонт от одного года до шести лет включительно. Задачи планирования на двух горизонтах различаются. 

Более длительный горизонт планирования решает стратегические задачи, главной из которых является формирование рациональной структуры генерирующих мощностей и объектов электросетевого хозяйства ЕЭС России. Задача формирования долгосрочной стратегии развития электроэнергетики решается разработкой Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики на период до 18 лет. Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики имеет низкую детализацию и не является источником сигналов собственникам и инвесторам о необходимости и сроках строительства конкретных генерирующих и электросетевых объектов. Такую задачу решает планирование на среднесрочный период до шести лет.

На текущий момент сбалансированные планы строительства электросетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей в масштабах ЕЭС России на шестилетний период реализуются в Схеме и программе развития электроэнергетических систем России (СиПР ЭЭС России). При этом с 2025 года в СиПР ЭЭС России будут учитываться и решения по ТИТЭС.

Отправной точкой для разработки этих документов выступают прогнозы потребления электроэнергии и мощности в ЕЭС России и ТИТЭС. При этом любые принимаемые решения, обеспечивающие условия надежной работы энергосистемы в про­гнозируемых условиях, принимаются не экспертно, а на основании расчетов перспективных электроэнергетических режимов, выполняемых специалистами Системного оператора и АО «НТЦ ЕЭС». 

Шестилетний период планирования наиболее приближен ко времени, которое требуется для выявления потребности в новом объекте, его обоснования, включения в СиПР ЭЭС России, в инвестиционную программу компаний-собственников, проектирование, непосредственное строительство и ввод в работу, что и устанавливается действующей нормативной базой.

Денис Пилениекс, Директор по развитию ЕЭС – руководитель дирекции: 

«Период от момента возникновения идеи сооружения объекта электроэнергетики до его ввода в эксплуатацию составляет от трех до семи лет, бывает и дольше. Это означает, что, если мы хотим в будущем избежать проблем с управлением электроэнергетическим режимом, нужно заранее планировать и обеспечить ввод объектов к требуемому сроку. Необходимо понимать, какое будет в этот период потребление электроэнергии и мощности, предусмотреть возможности проведения ремонтов генерирующего и электросетевого оборудования, не допустить появления новых «узких мест», син­хронизировать между собой инвестиционные программы различных субъектов энергетики для того, чтобы сооружаемый объект безопасно и надежно работал в составе энергосистемы».

Еще одним инструментом эффективного и грамотного планирования перспективного развития энергосистемы является участие Системного оператора в процедуре технологического присоединения к электрическим сетям потребителей и проектирования новых объектов электроэнергетики. Сотрудники Системного оператора согласовывают технические условия для технологического присоединения, а также рассматривают и согласовывают проектную и рабочую документацию на объекты нового строительства и реконструкции. Процедура рассмотрения указанных документов носит отнюдь не формальный характер – в очень сжатые сроки специалисты Системного оператора с использованием расчетных моделей проводят необходимые расчеты перспективных электроэнергетических режимов работы и формируют свою экспертную оценку предлагаемых технических решений и мероприятий по технологическому присоединению.

Поиск компромисса

Учесть множество факторов, влияющих на конкретный проект, – задача довольно непростая. Во времена СССР не было понятия частной собственности, и Минэнерго при принятии решения о строительстве объекта руководствовалось планом развития производства, в соответствии с которым энергетики должны были к определенному сроку обеспечить запуск и работу того или иного объекта. Принятое министерством решение никем не оспаривалось, а содействие при его исполнении оказывалось всеми министерствами и ведомствами, и вопросов, касающихся финансирования проекта или собственности земли под объект, как правило, не возникало. Государство просто выделяло средства на строительство объекта там, где это было необходимо сделать. 

С переходом экономики на рыночные принципы ситуация кардинально изменилась. Сейчас каждая компания имеет свою, не согласованную с другими представителями отрасли, инвестиционную программу, а каждый проект – свои источники финансирования. Для того, чтобы построить линию электропередачи или подстанцию, нужно учесть интересы самых разных организаций и компаний: собственников земли, муниципалитетов, потребителей электроэнергии. Более того, подстанция (линейные ячейки) может принадлежать одной сетевой компании, а линия электропередачи, которая идет от этой подстанции, – другой. Хотя с точки зрения оперативно-диспетчерского управления линия электропередачи и ячейки на подстанции – это один неделимый объект. И, когда возникает необходимость в модернизации такого объекта, начинаются сложности: можно заменить провод на линии электропередачи, принадлежащей одному собственнику, но это не будет иметь никакого эффекта, ведь без замены, например, ошиновки на подстанции, принадлежащей другому собственнику, пропускная способность этой линии электропередачи не вырастет. Поэтому одна из ключевых функций специалистов Системного оператора по перспективному развитию энергосистем – способствовать поиску технических компромиссов в решении задач, связанных с синхронизацией инвестиционных планов и проектных решений и согласованием их с заинтересованными лицами.

ИСТОРИЯ ПРОФЕССИИ

Управление перспективным развитием энергосистем – это одна из первых функций, появившихся при создании системы централизованного управления электроэнергетикой. О важности этого направления говорит уровень, на котором был принят первый план развития энергетической отрасли России – знаменитый План ГОЭЛРО, предполагавший массовое строительство электростанций, создание энергомашиностроения и объединение первых энергорайонов в энергосистемы.

План ГОЭЛРО был выполнен в гораздо большем объеме, чем планировалось: к 1935 году ввели в эксплуатацию 4338 МВт, то есть почти в 2,5 раза больше намеченного. После завершения реализации плана ГОЭЛРО планирование развития энергетики реа­лизовывалось через систему пятилеток. В каждой из 13 пятилеток за время советской власти существовал отдельный план по развитию отрасли. Стоит отметить, что топливно-энергетический комплекс рассматривался как неотъемлемый элемент планирования развития всей советской промышленности, то есть предполагалось, что энергетика развивается синхронно с развитием промышленного производства, освоением новых минерально-сырьевых баз и территорий. Планирование развития Единой энергосистемы СССР осуществлялось комплексно, с привлечением всесоюзных проектных институтов, с учетом темпов роста экономики и планов по развитию конкретных крупных промышленных проектов – строились объекты генерации, межсистемные электропередачи, распределительные сети.

После распада СССР последовал практически десятилетний период экономического кризиса. Объемы промышленного и сельскохозяйственного производства резко снизились, что повлекло за собой естественный спад энергопотребления. Кроме того, ЕЭС СССР оказалась разделенной на части границами новых независимых государств. Энерге­тическое строительство новых объектов прекратилось, и прирост установленной мощности обеспечивался только за счет завершения ранее начатых проектов в высокой степени готовности, консервация которых была нецелесообразна.

В этой ситуации единственным субъектом электроэнергетики, обладавшим всей полнотой информации о существующих проблемах и «узких местах» в Единой энергосистеме, имеющим конкретные предложения по способам их преодоления и необходимую квалификацию специалистов, стал созданный в 2002 году Системный оператор Единой энергетической системы. К тому же задача «конструирования будущего» соответствовала одной из его основных функций – обеспечению надежного энергоснабжения потребителей, в том числе путем обеспечения своевременного и гармоничного развития ЕЭС России, а теперь и ТИТЭС. Поэтому именно на АО «СО ЕЭС» Правительством России и Министерством энергетики при запуске новой системы управления развитием ЕЭС в 2009 году была возложена значительная доля ответственности за перспективное развитие энергосистемы. Незадолго до этого в компании было принято решение о возрождении Службы перспективного развития – подразделения, на которое возлагались обязанности по планированию, координации и сопровождению реализации мероприятий по перспективному развитию ЕЭС России и ТИТЭС. В 2023 году Правительством России запущена усовершенствованная процедура планирования перспективного развития электроэнергетики, в соответствии с которой АО «СО ЕЭС» осуществляет разработку СиПР ЭЭС России и Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики. Незадолго до этого в компании было принято решение о создании Службы проектирования электроэнергетических систем – подразделения, на которое возложены обязанности по непосредственному участию в разработке данных документов.

ОБРАЗОВАНИЕ И КАРЬЕРА

Учение – свет…

Специалист по перспективному развитию должен разбираться во всем комплексе вопросов в технической области, связанных с прогнозированием балансов электроэнергии и мощности, расчетом области допустимых параметров электроэнергетических режимов, оснащением объектов электроэнергетики комплексами релейной защиты и автоматики, средствами телемеханики и связи.

Большинство руководителей направления сходятся в том, что для построения карьеры в области перспективного развития подходит практически любая энергетическая специальность.

В дирекции по развитию ЕЭС активно используется опыт приема на работу вчерашних студентов профильных специальностей. И, будет ли это по образованию специалист по расчету электрических режимов, специалист - релейщик или гидроэнергетик, в сущности, не так уж и важно, ведь формирование профессионала будет происходить в процессе работы. 

Важный аспект профессионального развития – интенсивное взаимодействие со смежными подразделениями, в процессе которого специалист не только получает опыт совместной работы, но и более глубокое понимание деятельности коллег.

ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА, ЗНАНИЯ И НАВЫКИ

И жнец, и чтец…

Профессия специалиста по перспективному развитию является одной из самых универсальных в оперативно-диспетчерском управлении. 

Помимо того, что перспективщики – это технические специалисты широкого профиля, они еще и: 

Политики

Факторы, влияющие на принятие того или иного решения при техническом обосновании запланированных к строительству объектов, очень часто лежат в политической плоскости, то есть зависят и от общего направления развития страны, и от установок в органах власти на локальном уровне. Специалист по перспективному развитию должен как разбираться в сути экономических и политических процессов в стране, которые могут отразиться на планах по развитию отрасли.

Проектировщики

Одной из основных функций специалистов по перспективному развитию является организация экспертизы проектной документации. Для того, чтобы понять идеи проектировщика и найти с ним общий язык, необходимо мыслить как проектировщик. Зачастую именно предложения специалистов Системного оператора ложатся в основу корректировки проектных решений, предлагаемых проектными организациями. Большой опыт и видение общей картинки позволяет специалистам Системного оператора быть полноправными участниками процесса проектирования энергообъектов.

Юристы

Требования по соблюдению в процессе работы жестких правил и положений большого объема нормативно-правовой документации в условиях потребности в принятии различных решений в достаточно сжатые установленные законодательством сроки делает жизненно необходимым для специалиста по перспективному развитию быть отчасти юристом.

Дипломаты и психологи

Специалистам по перспективному развитию часто нужны навыки менеджера и психолога. В Системном операторе каждый  «перспективщик» курирует проекты по своему направлению или операционной зоне, в которую входит несколько регионов страны. Проектная деятельность предполагает, прежде всего, работу с людьми – общение с проектировщиками, специалистами субъектов электроэнергетики, работниками администраций субъектов РФ и т.д. Это люди разных возрастов и квалификации – от проверенных гуру, которые десятилетиями проектируют объекты, до совершенно молодых специалистов, которые слабо разбираются в этих вопросах. Умение найти подход к каждому из них является залогом успешного рабочего взаимодействия.

Дмитрий Яриз, заместитель руководителя дирекции по развитию ЕЭС:

«Никакая официальная переписка, которая, кстати, порой может длиться довольно долго, не заменит обычного рабочего взаимодействия. Иногда технических знаний недостаточно. Приходится договариваться, вникать в проблемы людей и принимать взвешенные решения. Фактически мы работаем на стыке технической и гуманитарных сфер».

Для специалистов по перспективному развитию крайне важна склонность к системному мышлению (умение находить главное), способность устно и письменно излагать свои мысли (логично, последовательно и грамотно) простым и ясным образом, понятным не только специалисту-энергетику, но и простому обывателю, умение работать в коллективе, ставить задачи, находить общий язык со специалистами других служб. Также пригодятся навыки участия в совещаниях и отстаивания позиции своей компании, профессиональное любопытство и пунктуальность в исполнении сроков с необходимым качеством выполнения работы.

ГЛОССАРИЙ

  • Схема и программа развития ЭЭС России – документ, содержащий данные об основных направлениях размещения линий электропереда­чи и подстанций, относимых к межсистемным связям и необходимых для обеспечения баланса производства и потребления электрической энергии и мощности по объединенным энергетическим системам, а так­же информацию о структуре генерирующих мощностей и объектов электросетевого хозяйства, необходимых для обеспечения перспективного баланса производства и потребления электрической энергии и мощно­сти в Единой энергетической системе России и технологически изоли­рованных территориальных электроэнергетических системах в опреде­ленный период времени.
  • Технологическое присоединение – услуга по созданию возможностей потребления или выдачи электрической мощности, которую предоставляют сетевые организации юридическим и физическим лицам (потребителям или генерирующим объектам).
  • Проектная документация – совокупность источников, в состав которых могут входить как текстовые, так и графические материалы, предназначенные для определения перечней архитектурных, технологических, конструктивных, а также инженерных решений, используемых в рамках реализации проекта