К списку профессий

Системный администратор

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Профессию системного администратора можно без прикрас назвать краеугольным камнем в IT-сфере. Благодаря работе этого специалиста исправно функционирует вся компьютерная инфраструктура компании. Будучи одним из наиболее востребованных на сегодняшний день специалистов в ИТ, системный администратор иногда стереотипно воспринимается как бородатый парень в свитере, который приходит на помощь, когда «что-то нажал и все пропало».

Вопреки стереотипам, системный администратор выполняет гораздо больше задач, а профессия системного администратора остается самой быстро эволюционирующей профессией в ИТ и предоставляет неограниченные возможности для роста.

ФУНКЦИОНАЛ

Системный администратор – это специалист, который несет ответственность за бесперебойное функционирование всей IT-инфраструктуры компании. Он устанавливает, настраивает, а также поддерживает безопасную и бесперебойную работу серверных операционных систем и приложений, виртуализации и контейнеризации, систем управления базами данных, систем мониторинга, серверного оборудования и систем хранения данных. От сисадмина зависит, насколько комфортно будет работать ИТ-команде, будет ли стабильной внутренняя технологическая инфраструктура, как часто будут возникать неполадки и насколько быстро они будут устраняться, насколько оперативно будет восстанавливается работа систем после нарушений.

В Системном операторе в задачи системного администратора входит:

  • Администрирование ИТ-инфраструктуры диспетчерского центра, включая настройку оборудования и программного обеспечения, установку прав доступа к оборудованию, предоставление доступа к информационным системам (ИС), установку обновлений встроенного и системного ПО;
  • Восстановление штатной работы ИС в случае сбоев, нарушений, аварий;
  • Определение и анализ причин нарушений в работе оборудования и ИС. Разработка и реализация мероприятий, направленных на предотвращение возникновения аналогичных нарушений в дальнейшем;
  • Анализ событий систем мониторинга, журналов работы и загруженности технических и программных средств, организация устранения выявленных ошибок и замечаний к работе информационных систем;
  • Организация и выполнение работ по защите информационных систем от несанкционированного доступа. Обеспечение функционирования средств антивирусной защиты и иных средств защиты от вредоносного ПО.

ИСТОРИЯ ПРОФЕССИИ

Возникновение профессии системный администратор неразрывно связано с появлением в 60-е годы XX века первых электронных вычислительных машин, требовавших технической поддержки и обслуживания. В 70-е годы с развитием информационных технологий и компьютеров в организациях начинают появляться должности ответственных за техническую поддержку вычислительной техники. В 80-90-е годы в связи с появлением локальных сетей, а затем и интернета, и ростом числа компьютеров в организациях, системные администраторы стали управлять не только вычислительной техникой, но и сетями. Начиная с этого момента в мире произошел необратимый процесс: глобальная компьютеризация рабочих мест, а профессия системного администратора стала жизненно необходимой для любой организации, вне зависимости от ее размеров.

ОБРАЗОВАНИЕ И КАРЬЕРА

Еще 25 лет назад большинство системных администраторов были самоучками. Сейчас же специалистам необходимо основное (высшее или среднее специальное) и обширное дополнительное образование. Проще всего прийти в сисадмины, имея за спиной техническое образование, желательно в ИТ-направлении. Базовое техническое образование даст начинающему специалисту понимание основ алгоритмического мышления, инженерии, электроники и т.д. Оно значительно облегчит понимание специальности и ускорит её освоение.

В работе системного администратора требуется понимание алгоритмов и структур данных, умение структурировать разрозненную информацию, знание сетей, умение читать техническую документацию на иностранном языке, чаще всего на английском. Необходимы знание и понимание того, как устроены и работают операционные системы. Нужно уметь разобраться в проблеме, в том числе не встречавшейся ранее, найти и устранить её причины. Профессию можно освоить и с нуля, но надо понимать, что в нее входит большое количество знаний из разных технических областей. 

Карьерный путь системного администратора обычно начинается с младшего системного администратора или инженера технической поддержки. А перспективы карьерного развития весьма разнообразны:

  • Расти как сисадмин, углубляться в специализацию и осваивать смежные технологии;
  • Погрузиться в процессы разработки и развиваться в сторону DevOps-инженера или уйти в программирование;
  • Сместить фокус задач с эксплуатации на проектирование и развитие ИТ-инфраструктуры и стать системным архитектором; 
  • Переквалифицироваться в инженеры в сфере информационной безопасности; 
  • Пойти по дороге менеджмента, стать CIO или СТО.

Насколько быстрым будет карьерный путь зависит только от того, насколько интенсивно вы готовы осваивать теорию и заниматься практикой. Но важно помнить, что для того, чтобы стать крутым профессионалом, вам не удастся обойти азы - без знания архитектуры ПК, сервера, понимания принципов работы прикладного и серверного ПО, операционных систем и сетей ничего не получится. Поэтому для системных администраторов как никогда актуален тезис «начинайте с начала».

  Но даже после того, как вы достигнете высот, необходимо продолжать постоянно развиваться. Эта профессия эволюционирует с той же скоростью, что и все информационные технологии и не потерпит игнорирования новшеств и пренебрежения самообучением. Только непрерывное изучение новых технологий, оборудования и систем позволит остаться специалисту профессионалом.

ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА, ЗНАНИЯ И НАВЫКИ

Начинающий системный администратор должен: 

  • Обладать общими знаниями по серверному оборудованию: знать и понимать состав компонентов, используемых в серверном оборудовании; принципы обеспечения отказоустойчивой и надёжной работы серверного оборудования; принципы управления и мониторинга серверного оборудования; основные характеристики и понятия, используемые при построении RAID различных уровней; принципы настройки и основные параметры встроенных модулей управления;
  • Обладать общими знаниями по IP-сетям: стек протоколов TCP/IP; принципы организации IP-сетей; базовые принципы коммутации, маршрутизации в сетях; сегментирование локальных сетей, протоколы канального, сетевого, транспортного и сеансового уровней модели ISO/OSI; основные принципы обеспечения отказоустойчивости сетевой инфраструктуры; основные принципы построения сетевой инфраструктуры для организации среды виртуализации;
  • Понимать принципы работы операционных систем, уметь их устанавливать, настраивать и поддерживать;
  • Понимать принципы работы систем управления базами данных, уметь их устанавливать и настраивать.

Личные качества, которые сильно помогают в работе системного администратора:

  • Развитое логическое мышление, технический склад ума и хорошая память;
  • Ответственность и дисциплинированность;
  • Пытливость ума, стремление постоянно обучаться чему-то новому;
  • Настойчивость и упорство в достижении цели;
  • Стрессоустойчивость.