СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Системный оператор является одной из самых высокотехнологичных компаний в электроэнергетической отрасли. В компании внедрено и используется огромное количество программных и программно-аппаратных средств, функционирующих в том числе в круглосуточном режиме. Ежегодно компания реализует более 50 проектов по созданию технологических автоматизированных систем, их внедрению и модификации.
Набор систем разнообразен: это и технологические сайты и шлюзы для сбора информации от электростанций и крупных потребителей электроэнергии, а также системы контроля качества информации, визуализация на видеокубах, системы поддержки принятия решений, отчетные системы формирования и отправки данных в надзорные органы, а также системы в реальном времени управляющие ключевыми электростанциями России в автоматическом режиме и др.
Деятельность системных операторов мира имеет индивидуальные особенности, которые делают невозможным простой перенос готового программного обеспечения (ПО) из одной страны в другую. В связи с этим почти все системы, использующиеся в оперативно-диспетчерском управлении ЕЭС России уникальны и были отдельно разработаны либо дополнены специальными функциями по требованиям Системного оператора. В таком подходе немаловажным становится процесс руководства созданием и развитием технологических автоматизированных систем – задача, требующая уникальных компетенций и одна из самых популярных на сегодняшних день профессий.
ФУНКЦИОНАЛ
Менеджер продукта (или Продакт-менеджер) — это специалист, который отвечает за продукт или его часть. Продуктом может быть как видеоигра или сайт газеты, так и высоконагруженная распределенная технологическая автоматизированная система. Продакт-менеджер отвечает за создание, внедрение и дальнейшую поддержку нового продукта, при этом он должен предложить пользователю наиболее эффективное решение, которое поможет ему наилучшим образом решать свои задачи.
Продакт-менеджер и основатель ProductTank Мартин Эрикссон охарактеризовал управление продуктом с помощью диаграммы Венна, на которой позиция менеджера по продукту находится на стыке бизнеса, технологий и пользовательского опыта.
Менеджер продукта отвечает за сам продукт, за его идею и развитие, за то, как поставить задачу разработчикам. В Системном операторе в задачи Менеджера продукта входят:
- Определение и защита концепции продукта, дорожной карты его развития.
- Выявление требований от функционального заказчика, их приоритезация и описание в виде спецификаций/технических требований/технического задания.
- Формирование и защита бюджета и плана финансирования работ.
- Разработка и контроль исполнения плана-графика выполнения работ.
- Взаимодействие с подрядными организациями на этапах проектирования, разработки, внедрения и поддержки продукта.
- Организация и непосредственное участие в приемке продукта (тестирования, испытания, опытная эксплуатация).
- Организация процессов запуска продукта в промышленную эксплуатацию.
- Организация и координация технической поддержки пользователей ИТ-продукта.
Менеджер продукта — это связующее звено; он общается с заказчиками, командой проекта, и подрядчиками. Он анализирует границы задач и требования, необходимую функциональность для пользователя и предлагает решения, с помощью которых можно достичь результата.
Менеджер продукта обязательно должен разбираться в том, как устроен его продукт, какие технологии используются, какие есть особенности реализации. Это позволяет общаться с командой на одном языке, находить более оптимальные решения задач.
Глубина знания технологий зависит от продукта: чем он технически сложнее, тем больше знаний потребуется специалисту.
ИСТОРИЯ ПРОФЕССИИ
В ИТ-сфере профессия Менеджер продукта родилась лет 10 назад. Этому способствовал переход от каскадной модели разработки ПО (waterfall, или «водопад») к гибким методологиям (Agile), где данная роль является обязательной. До этого времени люди, выполняющие функции продакт-менеджеров, относились к маркетологам.
Следующий тренд, который способствовал появлению роли, – это взгляд на ИТ-системы как на полноценные ИТ-продукты. Каждый продукт, будь то мобильное приложение, аналитическая платформа или система учёта времени, должен приносить ценность бизнесу и пользователям. Такой подход позволяет правильно распределить ресурсы между продуктами и лучше понимать взаимосвязь между тем, сколько компания тратит на продукт и какую ценность получает.
ОБРАЗОВАНИЕ И КАРЬЕРА
В России карьерный трек Менеджера продуктов достаточно сумбурный с точки зрения наименования позиций: особенно с точки зрения соответствия уровней иерархии в больших и маленьких компаниях. Поэтому важно смотреть не на то, что записано в трудовой книжке, а на перечень и объем решаемых задач, глубину компетенций и уровень ответственности.
Стандартно выделяют следующие этапы карьеры Менеджера продукта:
- Junior – начальный грейд, не являющийся самостоятельным сотрудником. Ему поручаются простые задачи, кроме этого, он обучается у более высоких грейдов.
- Middle – выполняет стандартную работу в проекте. Это уже самостоятельный сотрудник, не нуждающийся в поддержке и постоянном контроле со стороны руководителя.
- Senior – занимается сложными задачами без шаблонов. Обучает мидлов и джунов.
- Product team lead, он же эксперт – его преимущество в большом опыте и навыках, для этого уровня также важно внутреннее состояние: эмоциональный интеллект, зрелость. Тимлид контролирует работу всех грейдов и руководит командой менеджеров продуктов.
Поскольку позиция Менеджера продукта находится на стыке бизнеса и технологий, то прийти в нее можно и со стороны ИТ специальностей (системных аналитиков, разработчиков или проектировщиков), так и со стороны специальностей, профильных для основного бизнеса компании. В случае с Системным оператором наш опыт показывает, что наиболее успешными менеджерами продуктов становятся выпускники профильных электроэнергетических специальностей. Они лучше знают все технологические процессы в компании и легче находят общий язык с внутренними заказчиками. Конечно, им приходится подтягивать знания в ИТ сфере и учиться работать со специфическим ПО.
ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА, ЗНАНИЯ И НАВЫКИ
Менеджер продукта должен:
- экспертно разбираться в продукте (технологии), которую он развивает;
- понимать принципы построения архитектуры и функционирования информационных систем;
- иметь опыт реализации полного цикла разработки ИТ-продуктов (от инициации до передачи готового продукта конечному пользователю);
- владеть навыками управления проектами;
- уметь разрабатывать техническую документацию;
Личные качества, на развитие которых стоит обратить внимание:
- аналитический склад ума;
- системность;
- открытость в общении;
- креативное мышление.
Профессии Менеджер-продукта нельзя выучится, не имея нужного склада ума и задатков. Нужно любить и уметь общаться с людьми, испытывать эмпатию к тем, с кем будут вестись переговоры. Важно умение нестандартно мыслить, быть внимательным и стрессоустойчивым. А все остальное приложится.